Как выбрать сыр
Какие сорта полезнее, как отличить настоящий сыр от сырного продукта, что за добавки можно встретить в составах — изучаем азы. Полезные советы по …
Читать статьюНеприятная ситуация в магазине может случиться с каждым. Если покупатель нечаянно разбивает, например, бутылку кетчупа или воды, он почему-то почти всегда думает, что виноват и должен заплатить.
Рассказываем, в каких на самом деле случаях вы несете ответственность за испорченный товар и что делать, если оказались в такой ситуации.
В законе «О защите прав потребителей» нет четкого ответа на этот вопрос, поэтому нужно обращаться к статье 459 Гражданского кодекса РФ «Переход риска случайной гибели товара». Согласно ей, магазин несет ответственность за случайно поврежденный товар до момента заключения сделки купли-продажи с покупателем. Если вы нечаянно разбили бутылку до того, как оплатили ее на кассе и получили чек, продавец не может с вас ничего требовать.
В то же время вы не можете ходить по магазину и портить все, что захочется. Согласно 42 пункту Федеральных правил розничной торговли покупатель обязан возмещать причиненный по его вине ущерб магазину.
Тут главное слово — «вина». Если вы уронили и разбили бутылку не по своей вине и без злого умысла, то не обязаны платить. Магазин может потребовать возмещения, но только через суд. Однако есть несколько нюансов.
Расстояние между стеллажами. Если вы с трудом протиснулись в узкий проход между стеллажами и разбили товар, случайно задев его, виноват всегда магазин.
Согласно ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» расстояние между стеллажами должно быть как минимум 1,4 метра. Поэтому если продавцы или администратор требуют оплатить разбитую бутылку, смело требуйте у них рулетку, чтобы измерить расстояние. Если нормы не соблюдены, вы можете пожаловаться в государственный пожарный надзор.
То же касается проходов, которые заставлены коробками, банками или пирамидами с бутылками, — покупатель должен физически помещаться в проходе, не задевая при этом товар при любом повороте тела.
Скользкий пол. Если вы поскользнулись из-за недавно вымытого пола, задели витрину и разбили бутылку — виноват магазин. В 1064 статье Гражданского кодекса «Общие основания ответственности за причинение вреда» указано, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если будет доказано, что все произошло не по его вине.
А поскольку не вы сделали поверхность скользкой, зовите свидетелей, требуйте записи камер видеонаблюдения, показывайте на мокрый пол и говорите, что будете жаловаться в Роспотребнадзор.
Товар на стеллаже стоял неустойчиво. Если вы взяли со стеллажа одну банку и вдруг вся конструкция по принципу домино посыпалась на пол — это не ваша вина. Мерчендайзер обязан расставлять товар так, чтобы он стоял крепко и надежно.
Лента на кассе. Если вы выложили покупки на ленту у кассы и одна из бутылок упала, это также не ваша вина. Кассир отвечает за работу ленты — ее движение, включение и выключение.
Если выронили из рук — вы держали бутылку в руках, она выскользнула и разбилась. Поскольку никаких сопутствующих обстоятельств со стороны магазина не было и товар испорчен именно по вашей вине, придется заплатить.
Вы вели себя неадекватно — находились в состоянии алкогольного опьянения, бегали по магазину, катались на тележке, танцевали или даже дрались. В этих случаях вам придется возместить магазину ущерб.
Намеренно разбили бутылку — например, взяли ее в руки и с размаху ударили о стену или кинули на пол.
Если представители магазина требуют немедленно оплатить испорченный товар и вы уверены, что не виноваты, требуйте жалобную книгу и записывайте все подробности случившегося. Обязательно внесите время инцидента, свидетелей и основных участников.
Затем требуйте от администрации магазина, чтобы составили акт о порче имущества, в котором обязательно зафиксируйте все обстоятельства — например, мокрый пол или узкий проход, не соответствующий нормам. При составлении акта понадобятся ваши паспортные данные — не давайте документ никому в руки, держите его при себе.
Если вы уверены в своей правоте, можете заявить, что не намерены оплачивать испорченный товар сейчас и сделаете это только после решения суда. Скорее всего администрация не захочет судебных разбирательств, ведь они подвергают магазин дополнительным проверкам. И если действительно найдут нарушения норм, владельцы получат штраф на гораздо большую сумму, чем стоит разбитая бутылка.
Если охранник магазина грубо настаивает, чтобы вы оплатили ущерб и грозится не выпустить вас, пока не сделаете этого, напомните ему о 203 статье Уголовного кодекса РФ, по которой служащий ЧОП может получить до 7 лет тюрьмы за превышение полномочий.
Какие сорта полезнее, как отличить настоящий сыр от сырного продукта, что за добавки можно встретить в составах — изучаем азы. Полезные советы по …
Читать статьюМы устроили эксперимент и выяснили, можно ли вкусно и полезно питаться 2 дня на 500 рублей. Получилось меню на одного человека — без лапши быстрого …
Читать статью