Зайти в магазин с пакетом или рюкзаком иногда настоящее испытание, охранники смотрят как на потенциального преступника. Или хуже — не пускают и требуют воспользоваться камерой хранения с табличкой: «Администрация не несёт ответственности за сохранность вещей в ячейках». Что делать в подобной ситуации? Покорно отправить рюкзак в камеру, проигнорировать охрану, а на выходе перетряхивать личные вещи, или уйти в другое место? В этой статье рассказываем о ваших правах в магазине.
В магазин можно зайти с чем угодно
Когда вы входите в магазин, то заключаете с ним публичный договор розничной купли-продажи
, по которому вам не могут отказать в обслуживании. Вы имеете право зайти так, как удобно — с сумкой, коляской или с пакетами от конкурента. Если охранник вас не впускает — это административное правонарушение, которое грозит магазину штрафом. Попробуйте спокойно поговорить с охранником или вызывайте полицию, чтобы составить протокол.
Администрация несёт ответственность за ваши вещи
Сдавать что-либо в камеру хранения — ваше желание, а не обязанность. Когда вы кладёте сумку в ячейку и забираете номерок, то заключаете с организацией договор о безвозмездном хранении вещей. Магазин с этого момента обязуется отвечать
за них, как за свои собственные. То есть объявление, что администрация не несёт ответственность за ваши вещи, ничего не значит.
Если из ячейки что-то пропало, а магазин отказывается возмещать ущерб — сохраните номерок, напишите о произошедшем в книгу отзывов и предложений, вызовите полицию и подавайте в суд. В таком деле правда будет на вашей стороне.
Вы не обязаны показывать содержимое сумки
Если вы прошли в торговый зал с личными вещами — на выходе вас могут попросить их показать, но не торопитесь это делать. Охранник имеет право осматривать вещи только с вашего разрешения и если на это есть серьёзная причина — зазвенела рамка или кражу зафиксировала камера. В других ситуациях никаких претензий быть не может.
Когда охранник без видимого повода проверяет ваши вещи, он нарушает статью 55 конституции
о праве на свободу и личную неприкосновенность и превышает полномочия
.
Куда жаловаться, если ваши права нарушают
Магазин может устанавливать свои правила — например, режим работы, ассортимент или способ продажи. Но если это ущемляет ваши права, то по статье 16
закона о защите прав потребителей, такие внутренние правила признают недействительными.
В магазине вы имеете право:
- Пройти в торговый зал с любыми вещами.
- Не пользоваться камерой хранения.
- Отказать охраннику в осмотре.
Если ваши права нарушают:
- Постарайтесь решить вопрос мирным путём. Мягко и аргументированно объясните, почему сотрудник магазина не прав.
- Попросите книгу отзывов и предложений, подробно опишите ситуацию.
- Снимите нарушение на телефон, найдите несколько свидетелей, это понадобится в суде.
- Напишите претензию в администрацию магазина и в Роспотребнадзор
, он проверит организацию.
- Если с вами грубо обращаются и не идут на контакт — вызовите полицию, чтобы составить протокол.
- Если вы получили моральный или материальный вред — обращайтесь в суд.