Лучшие аккумуляторы для авто: рейтинг 2024 года
Каким бы производительным ни был аккумулятор для авто, рано или поздно он выходит из строя и требует замены. Зачастую потребность в этом возникает …
Читать статьюНеправильный подбор моторного масла не только увеличивает расход и приводит к проблемам при запуске, особенно в морозы, но и провоцирует дополнительный износ движущихся механизмов мотора. Производитель указывает состав и характеристики продукта на канистре. Остаётся разобраться, как эту этикетку читать и на какие маркировки обращать внимание при выборе.
Читаем этикетки и делаем подборки самых качественных товаров в телеграм-канале Едадила .
API (Американский нефтяной институт) предложил свою систему классификации моторных масел в 1969 году. В основе — назначение продукта, то есть вид двигателя, для которого он предназначен:
В каждой из групп выделяют разновидности. Так, в маркировке масел для дизельных двигателей после C появляется дополнительная цифра 2 или 4 — то указание на двух- или четырёхтактный двигатель соответственно. О том, что масло предназначено для двухтактных двигателей, говорит и начальная T.
Для бензиновых двигателей с маркировкой S добавляется ещё одна латинская буква, характеризующая степень качества состава. Основной принцип прост — чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло, хотя есть и тонкости. Изначально вторая буква обозначала год выпуска двигателя, для которого это масло идеально подходит:
Маркировка | Год выпуска машины | Примечания |
---|---|---|
SC | до 1964 года | Устаревший класс масел, уже не выпускается. |
SD | 1964–1968 годы | |
SE | 1959–1972 годы | |
SF | 1973–1988 годы | |
SG | 1989–1994 годы | Для агрессивных условий эксплуатации. |
SH | 1995–1996 годы | |
SJ | 1997–2000 годы | Энергосберегающие масла для машин соответствующих лет выпуска. |
SL | 2001–2003 годы | Продление срока эксплуатации двигателя, увеличение интервалов замены. |
SM | с 2004 года | Состав предназначен для современных двигателей. Улучшенные свойства против окисления и летучести, защита деталей от износа. Масла рассчитаны, в том числе, на эксплуатацию при низких температурах. |
SN | с 2010 года | Для моторов с системой нейтрализации выхлопных газов, совместимы с биотопливом. |
SN Plus | с 2010 года | К предыдущему составу добавлена защита от детонации — эффекта преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси по стандарту LSPI (Low Speed Pre-Ignition). |
SP | с 2020 года | Масла с присадками на основе магния с профилактикой нагара для малообъёмных моторов с турбонаддувом и системами прямого впрыска, улучшенные по стандарту LSPI (Low Speed Pre-Ignition). |
На самом деле перечень изменений в каждом из стандартов намного больше. Так, SP, наиболее распространённый на текущий момент, превосходит предшественника SN и даже SN Plus по самым разным параметрам:
Экономия при таких изменениях неразумна, особенно если речь идёт о современном новом авто, срок службы которого хочется максимально продлить.
В отдельную категорию в этой же классификации выделена маркировка EC. Ей помечаются энергосберегающие составы.
Аналогичную таблицу с подсказками можно использовать и при выборе масла для дизельного двигателя (масла для сельскохозяйственной техники):
Маркировка | Год выпуска ТС | Примечания |
---|---|---|
CB | до 1961 года | Для дизельного топлива с повышенным содержанием серы. |
CC | до 1983 года | Для использования в агрессивных условиях. |
CD | до 1990 года | Для использования в сложных условиях эксплуатации одновременно с топливом с повышенным содержанием серы. |
CE | до 1990 года | Для турбинных двигателей. |
CF | с 1990 года | |
CG-4 | с 1994 года | |
CH-4 | с 1998 года | Для двигателей с высокими требованиями по токсичности. |
CI-4 | с 2002 года | Для турбинных двигателей с клапаном EGR. Применение с топливом, содержащим не более 0,5 % серы. Замещает типы CD, CE, CF-4, CG-4 и GH-4. |
CI-4 Plus | с 2004 года | Состав с профилактикой образования сажевых отложений |
CJ-4 | с 2006 года | Для двигателей с противосажевыми фильтрами. |
CK-4 | с 2017 года | Масло с присадками от образования сажи, соответствует стандарту по снижению выхлопа. |
FA-4 | с 2016 года | Эксплуатируется с топливом с пониженным содержанием серы в высокоскоростных четырёхцилиндровых дизельных двигателях. |
Для двухтактных двигателей придётся искать своё масло. Его маркировка (если это не сочетание C-2) будет состоять из двух букв, первая из которых — Т. Год выпуска мотора в этом случае значения не имеет. Ориентироваться можно на предназначение техники:
Маркировка | Вид техники |
---|---|
TA | Мопеды и газонокосилки с двухтактными двигателями. |
TB | Мопеды и мотороллеры небольшой мощности. |
TC | Улучшенная альтернатива ТА и ТВ. |
TD | Лодочные подвесные двухтактные моторы. |
Ещё один класс масел по API обозначается маркировкой с начальной буквой G (от GL-1 до GL-4). Это трансмиссионные масла, которые в этом обзоре мы рассматривать не будем, так как для двигателей они не используются. Их назначение — смазывание коробки передач, раздаточных коробок и рулевых механизмов.
ILSAC (International lubricant standartization and approval committee) — созданный в 1992 году США и Японией Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел. Учредители этого стандарта — Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA). Позже её приняли в Китае и Корее.
По изначальной задумке этот контролирующий орган, созданный позже европейского, должен был ужесточить требования к качеству моторных масел и предложить автовладельцам улучшенную продукцию. По факту получилось, что система ILSAC практически дублирует API, но в то же время является её дополнением.
Характеристики, которые стандартизирует ILSAC:
Всего по ILSAC выделяют шесть классов, для каждого из которых применяется маркировка GF с цифрами от 1 до 6 соответственно:
Маркировка | Год разработки | Примечания |
---|---|---|
GF-1 | 1996 | Устаревший тип масла. |
GF-2 | 1997 | |
GF-3 | 2001 | Соответствует API SL. |
GF-4 | 2004 | Соответствует API SM. |
GF-5 | 2010 | Соответствует API SN, совместим с каталитическими нейтрализаторами. |
GF-6 | 2020 | Соответствует API SP, является всесезонным маслом. Для категории введён особый знак-логотип «Щит». |
Для автомобилиста, выбирающего масло, знак ILSAC — ещё один показатель качества, отметка о прохождении дополнительного контроля. В то же время на европейской продукции его может не быть — Европа придерживается собственных классификаторов.
Стандарт организации ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) был создан в 1991 году как замена устаревшему CCMC. В разработке системы приняли участие 15 крупнейших автоконцернов Европы. Первые рекомендации по маркировке характеристик были предложены в 1994 году. Основа разделения на классы стандартная — тип авто:
При маркировке продукта к каждому из показателей добавляется цифра — характеристика класса качества. Их всего пять:
Категория в большинстве случаев обеспечивается количеством присадок. При этом улучшение характеристик оценивается не условно, а по чётко прописанным критериям — так для получения маркировки об увеличении срока замены масла предыдущий показатель должен быть превзойдён не менее чем на 2,5 %.
За время существования система классификации ACEA претерпела несколько изменений. В маркировке канистры с маслом версия указывается в виде года после аббревиатуры. Последняя действующая версия принята в 2012 году, то есть на упаковке будет отметка ACEA 2012 и кодировка с характеристиками. Метка ACEA 2008 означает, что производитель не прошёл сертификацию по обновлённым правилам или в руках каким-то образом оказался продукт из прошлого десятилетия.
Найти необходимое масло европейского производителя поможет таблица:
Тип двигателя по ACEA | Категория по ACEA | Примечания |
---|---|---|
A/B (объединённая категория легковых автомобилей) в ACEA 2012 | A1/B1 | Пониженная вязкость. Подходит только для двигателей, где именно такой тип рекомендован производителем. Считается устаревшим. |
A3/B3 | Для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизельных двигателей с непрямым (промежуточным) впрыском. Подходит для агрессивных условий эксплуатации. | |
A3/B4 | Для высокофорсированных бензиновых моторов и дизельных двигателей л/а и лёгких грузовиков с системой прямого впрыска или технологией Common Rail, где применение этого масла рекомендовано производителем. В остальных случаях стоит использовать A3/B3. | |
A5/B5 | Масло с высочайшим коэффициентом экономии топлива и пролонгацией срока замены. Рассчитано на высокофорсированные бензиновые двигатели, а также дизельные л/а и и лёгкие грузовики с рекомендацией использовать маловязкие масла. | |
С (бензиновые и дизельные авто с установленными нейтрализаторами отработавших газов) | С1 | Маловязкие энергосберегающие масла с пониженным содержанием фосфора и серы. Продлевают период работы сажевых фильтров и нейтрализаторов. Не используются, если ранее было залито масло более низкого качества, а также на устаревших двигателях. |
С2 | Масло с увеличенным процентом фосфатов и сульфатов. Для ТС с рекомендацией использовать маловязкие энергосберегающие масла. Возможно применение для двигателей с нейтрализаторами (в том числе трёхкомпонентными) выхлопных газов и сажевыми фильтрами. | |
С3 | Применимы для двигателей с каталитическими нейтрализаторами топливных газов, сажевыми фильтрами и трёхкомпонентными нейтрализаторами. Продляют срок эксплуатации таких систем. | |
Е (дизельные грузовики в тяжёлых условиях эксплуатации) | E2 | Для дизельных грузовиков (в том числе с турбонаддувом) в средних и тяжёлых условиях эксплуатации. |
E4 | Для современных высокооборотных дизельных двигателей, соответствующих стандартам Евро 1–4, в тяжёлых условиях эксплуатации. Подходит для ТС без сажевых фильтров. | |
E6 | Для авто, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,005 % — высокооборотных двигателях с турбонаддувом. | |
E7 | Для дизелей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции выхлопа, оснащённых системой снижения выброса оксидов азота и соответствующих стандарту Евро 1–4. | |
Е9 | Аналог Е7 для авто с сажевым фильтром. Имеет ограничение по зольности. |
Все моторные масла, получившие маркировку по системе ACEA, являются стойкими к деструкции. Это свойство обеспечивают специальные присадки. Исключение — состав с маркировкой A1/B1, в который соответствующие компоненты не добавляются.
В любом случае авторы системы ACEA рекомендуют руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля, где обязательно есть перечень масел, рекомендованных для конкретного двигателя.
Система SAE была предложена Международным сообществом автомобильных инженеров SAE — Society of automotive engineers. Она, как и предыдущие, многократно дорабатывалась. Актуальная версия — SAE J300. Она предлагает классифицировать масла по вязкости, что определяет сезонное назначение состава.
Маркировка по SAE обычно первая, на которую обращают внимание автовладельцы, особенно если речь идёт о замене масла перед холодами или самыми жаркими летними месяцами. Ошибки действительно будут стоить дорого — эта система классифицирует применимость составов в разных температурных условиях. Масло не по погоде приводит к увеличенному износу деталей мотора — слишком текучий состав летом не обволакивает движущиеся механизмы и двигатель работает практически на сухую. Избыточно вязкое масло зимой затрудняет запуск — у аккумулятора просто не хватает запаса энергии, чтобы прогреть густую массу и заставить детали двигаться, как им положено. В итоге машина просто отказывается заводиться.
Определяющей в маркировке по SAE является латинская буква W (от англ. winter — «зима»). Если её нет, масло является условно летним. Всего группы три:
Последние отличает двойной индекс.
Цифры — коэффициент вязкости. Для зимнего состава это максимальное значение низкотемпературной динамики: чем меньше показатель перед литерой W, тем меньше вязкость при понижении температуры. Главное — не запутаться. Масло 0W лучше будет везти себя на морозе по сравнению с составом, маркированным как 15W или 25W, так как останется более жидким даже в таких условиях.
С летним принцип такой же, но от жары масло становится жиже, поэтому для сверхвысоких температур и жарких регионов надо подбирать состав с максимальной цифрой. Вариант с показателем 20 не будет образовывать на деталях защитную плёнку, если на улице +40 °C. Планкой оценки является температура +150 °C.
Решив использовать одно и то же масло круглогодично, нужно искать канистру с двойной маркировкой. Первая цифра покажет вязкость при низких температурах, вторая — летом. Значительный диапазон позволит не менять масло одновременно с резиной. Впрочем, линейки с маркировкой SAE 5W-50 и SAE 10W-60 рассчитаны на спортивные двигатели, где температуры выше, чем в массовых моделях.
Собственную систему разработала и японская организация по стандартизации автомобилестроения JASO (Japanese automotive standards organization). Она является самостоятельной, но увидеть общие черты с американской и европейской версией несложно. Основа подразделения — тип техники, для которой масло предназначается:
Тип двигателя | Маркировка | Примечания |
---|---|---|
Двухтактные бензиновые двигатели (F) | JASO FB | Добавляется в топливо мотоциклов, мопедов, скутеров и т. п. Применяется для авто с двухтактными двигателями. |
JASO FC | Бездымные масла. | |
JASO FD | Бездымные масла с дополнительной защитой от отложений. Соответствуют максимальным требованиям для Японии. | |
Четырёхтактные мотоциклетные моторы (M) | JASO MA-1 | Для мототехники с небольшими нагрузками. |
JASO MA-2 | Масла с высоким коэффициентом трения для мототехники с большими нагрузками. | |
Дизельные двигатели (D) | JASO DH-1 | Для двигателей без сажевых фильтров, в том числе топлива с пониженным содержанием серы. |
JASO DH-2 | Для грузовиков с системами доочистки топливных газов и сажевыми фильтрами. | |
JASO DL-1 | Для двигателей с системами доочистки выхлопа, работающих при умеренной нагрузке и на топливе с пониженным содержанием серы. |
Ещё один пропущенный класс в продажу в РФ не поступает — это JASO FA. Такое масло производится для реализации на рынках развивающихся стран. Рассчитано оно на двухтактные двигатели машин и мотоциклов.
Российский ГОСТ последний раз дорабатывался в 2015 году. Он актуален и сейчас. Как и в европейской системе, категорий моторного масла три — зимнее, летнее, всесезонное. Основной характеристикой является всё тот же показатель вязкости — способности работать при разных температурах, обеспечивая защиту деталей от истирания и подвижность механических узлов.
Если международная маркировка понятнее, можно сравнить российскую с ней:
Сезон | Маркировка по ГОСТ | Маркировка SAE |
---|---|---|
Зима (з) — допустим запуск при отрицательных температурах, но в жару масляная плёнка становится слишком жидкой. | 3з, 4з, 5з, 6з | 5W, 10W, 15W, 20W |
Лето — запуск только при положительных температурах. | 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 | 20, 20, 30, 30, 40, 40, 50, 60 |
Универсальная (всесезонная) — смазка с изменяющимися характеристиками. | 3з/8; 4з/6; 4з/10 | 5W20, 10W20, 10W30 |
Описание, смысл которого понятен даже начинающему автомобилисту, — состав масла. Точнее — его основы, растворителя, в который и добавляются всевозможные присадки. Определяющим является происхождение масла-основы:
Качественное масло отличается продолжительным сроком замены и деликатностью по отношению к деталям двигателя. Выбор в пользу синтетики хотя и более дорогой, окупается увеличением срока службы мотора в целом.
От качества масла зависит слишком многое, чтобы рисковать, поэтому первым принципом должна стать покупка только оригинального лицензированного продукта. Что именно продаётся в мастерских на разлив и в неопознаваемых канистрах у дороги — неизвестно. Нужно убедиться, что магазин работает только с легальным продуктом, и потом уже подбирать масло.
Опытные автомобилисты могут воспользоваться таблицами (найти свой тип двигателя, год выпуска, условия эксплуатации техники), рассмотреть упаковку и выбрать соответствующую потребностям маркировку. Заранее стоит прикинуть — масло заливается надолго или уже в конце сезона запланирована смена. Можно переложить ту же задачу на консультанта — в профильных магазинах персонал готовят к таким вопросам.
Более точным будет подбор по VIN, но для этого придётся найти соответствующий онлайн-сервис. На канистрах таких маркировок, естественно, нет. Впрочем, проверить ещё раз маркировку всё-таки стоит, так как производитель даёт усреднённые рекомендации, а условия эксплуатации в каждом случае уникальны. Со временем появятся и собственные предпочтения. Главное — не забывать при смене масла проводить все рекомендованные манипуляции: промывать систему и менять масляный фильтр. За заботу машина отблагодарит уверенным запуском и долгим сроком службы.
Каким бы производительным ни был аккумулятор для авто, рано или поздно он выходит из строя и требует замены. Зачастую потребность в этом возникает …
Читать статьюАвтомобильный регистратор должен качественно снимать в любых погодных условиях и при любой освещённости. Удобно, если он умеет передавать данные в …
Читать статью