Невозвратные товары по закону: что к ним относится и можно ли их вернуть
Товар, не подлежащий возврату, определён Постановлением Правительства РФ № 2463 . Его нельзя не только возвращать, требуя уплаченную сумму, но и …
Читать статьюСкажем сразу — да, покупатель имеет полное право присутствовать при проведении экспертизы качества товара. Это право закреплено статьёй 24 ФЗ № 73 . Правда, есть нюансы. Какие именно — разбираем в этой статье.
Выгода от покупок с Едадилом бывает настолько огромной, что порой кажется незаконной — следите за скидками и акциями в нашем телеграм-канале !
Экспертизой называют исследование товара на предмет соответствия нормам и стандартам качества. Специалист, которого привлекают в качестве эксперта, может работать в аккредитованной государством организации или являться частным лицом со специальными знаниями и опытом.
Юридическим основанием служит претензия, направленная покупателем продавцу. Если продавец согласен с ней, то он просто возвращает деньги или предлагает обменять продукцию на аналогичную. А если нет — забирает товар на экспертизу.
Продавец не обязан обращаться к экспертам в двух случаях:
В этих случаях покупателю приходится самостоятельно искать экспертов и оплачивать их работу.
На первом этапе эксперт проводит проверку продукта на предмет соответствия требованиям закона и условиям договора купли-продажи. Затем даёт оценку общим пользовательским характеристикам, свойственным товарной категории.
Далее:
По итогам эксперт составляет акт, в котором делает выводы о работоспособности и пригодности товара к использованию. И самое главное — выносит вердикт о виновности или невиновности покупателя или продавца в появлении дефектов.
На заметку. Бывает, что потребитель не согласен с выводами экспертов со стороны магазина. В этой ситуации он может пойти в суд, где ему назначат или не назначат повторную экспертизу.
Если покупатель не хочет возвращать деньги, а требует выполнить ремонт, продавцу даётся 45 дней на проведение экспертизы.
20 дней даётся в том случае, если потребитель решил обменять продукт ненадлежащего качества на исправный. Правда, когда в наличии аналогичного товара нет, закон разрешает магазину продлить срок до 30 дней.
10 дней даётся, если:
Также 10 днями продавца ограничивают в ситуациях, когда потребитель требует возместить ущерб из-за покупки бракованного товара.
Пример. Покупатель приобрёл ботинки с заводским браком. Впервые надев их, отправился на работу. И уже рядом с офисом обнаружил, что подошва одного из ботинок вот-вот отвалится. Покупателю пришлось заказывать такси и возвращаться домой, чтобы переодеться. Ущерб в этой ситуации складывается из расходов на такси (их нужно подтвердить документально) и стоимости рабочих часов, которую вычтут из зарплаты из-за отсутствия на рабочем месте.
Как мы уже говорили, присутствовать потребителю на товароведческой экспертизе можно и нужно. Только так вы сможете быть в курсе исследования и проконтролировать ход его исполнения. Ваши задачи:
А теперь о нюансах, которые мы упомянули в начале статьи. Присутствие потребителя запрещено, если оно может помешать процессу оценки, совещанию коллегии экспертов или написанию заключения. Правило закреплено статьёй 84 ГПК РФ .
Если вам приходится самостоятельно организовывать проверку товара, уделите время поиску благонадёжной экспертной компании: почитайте отзывы, пообщайтесь со специалистами, спросите, заключают ли они договор. В нём должны быть указаны данные о заказчике и исполнителе, суть работ, стоимость, сроки.
Примерный список вопросов, которые вы можете поставить перед специалистом:
Если собираетесь делать ремонт и взыскивать его стоимость с продавца, уточните и этот момент — пусть эксперт назовёт сумму.
Заключение должно быть представлено в письменном виде. На нём должна стоять подпись эксперта, её расшифровка, наименование должности специалиста, синяя печать компании.
Вот небольшой чек-лист, по которому вы сможете проверить и принять или не принять работу:
Если какой-то из ответов кажется вам размытым, неточным или не совсем верным — задавайте вопросы, требуйте внести дополнения. Позже в суде такая дотошность поможет вам доказать свою правоту.
Когда заключение уже на руках, можно обращаться с претензией к продавцу. Никогда не отдавайте оригинал. Во-первых, его могут намеренно или ненамеренно потерять. А на восстановление придётся потратить время. Во-вторых, судебные органы принимают только оригиналы.
Если в заключении указано, что брак производственный или возник в процессе неосторожной транспортировки или неправильного хранения на складе, требуйте возмещения расходов на экспертизу.
Если магазин отказывается возвращать деньги и возмещать убытки, идите в суд. К исковому заявлению приложите претензию и заключение эксперта.
Потребитель не обязан, но может присутствовать при экспертизе товара ненадлежащего качества. Он волен задавать вопросы экспертам, контролировать состояние и комплектность объекта исследования, получать информацию об используемых методах и технологиях оценки. Но не имеет права вмешиваться в процесс, препятствовать совещанию специалистов и мешать составлению заключения.
При несогласии с выводами экспертов со стороны продавца потребитель может обратиться в суд, провести независимую экспертизу.
Товар, не подлежащий возврату, определён Постановлением Правительства РФ № 2463 . Его нельзя не только возвращать, требуя уплаченную сумму, но и …
Читать статьюМагазины используют акционные предложения, чтобы привлечь больше внимания покупателей. Качество товаров по акции должно соответствовать тем же нормам, …
Читать статью