Как читать этикетку моторного масла: виды и обозначения

Неправильный подбор моторного масла не только увеличивает расход и приводит к проблемам при запуске, особенно в морозы, но и провоцирует дополнительный износ движущихся механизмов мотора. Производитель указывает состав и характеристики продукта на канистре. Остаётся разобраться, как эту этикетку читать и на какие маркировки обращать внимание при выборе.

Читаем этикетки и делаем подборки самых качественных товаров в телеграм-канале Едадила.

Классификация моторных масел по API

API (Американский нефтяной институт) предложил свою систему классификации моторных масел в 1969 году. В основе — назначение продукта, то есть вид двигателя, для которого он предназначен:

  • S — для бензиновых;
  • С — для дизельных;
  • SC — универсальные масла.

В каждой из групп выделяют разновидности. Так, в маркировке масел для дизельных двигателей после C появляется дополнительная цифра 2 или 4 — то указание на двух- или четырёхтактный двигатель соответственно. О том, что масло предназначено для двухтактных двигателей, говорит и начальная T. 

Масла для бензиновых двигателей

Для бензиновых двигателей с маркировкой S добавляется ещё одна латинская буква, характеризующая степень качества состава. Основной принцип прост — чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло, хотя есть и тонкости. Изначально вторая буква обозначала год выпуска двигателя, для которого это масло идеально подходит:

Маркировка Год выпуска машины Примечания
SC до 1964 года Устаревший класс масел, уже не выпускается.
SD 1964–1968 годы
SE 1959–1972 годы
SF 1973–1988 годы
SG 1989–1994 годы Для агрессивных условий эксплуатации.
SH 1995–1996 годы
SJ 1997–2000 годы Энергосберегающие масла для машин соответствующих лет выпуска.
SL 2001–2003 годы Продление срока эксплуатации двигателя, увеличение интервалов замены.
SM с 2004 года Состав предназначен для современных двигателей. Улучшенные свойства против окисления и летучести, защита деталей от износа. Масла рассчитаны, в том числе, на эксплуатацию при низких температурах.
SN с 2010 года Для моторов с системой нейтрализации выхлопных газов, совместимы с биотопливом.
SN Plus с 2010 года К предыдущему составу добавлена защита от детонации — эффекта преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси по стандарту LSPI (Low Speed Pre-Ignition).
SP с 2020 года Масла с присадками на основе магния с профилактикой нагара для малообъёмных моторов с турбонаддувом и системами прямого впрыска, улучшенные по стандарту LSPI (Low Speed Pre-Ignition).

На самом деле перечень изменений в каждом из стандартов намного больше. Так, SP, наиболее распространённый на текущий момент, превосходит предшественника SN и даже SN Plus по самым разным параметрам: 

  • профилактика износа цепи ГРМ;
  • снижение высокотемпературных отложений на поршне;
  • уменьшение осадка на турбокомпрессоре;
  • снижение шлама и лака, создаваемого маслом.

Экономия при таких изменениях неразумна, особенно если речь идёт о современном новом авто, срок службы которого хочется максимально продлить. 

В отдельную категорию в этой же классификации выделена маркировка EC. Ей помечаются энергосберегающие составы.

Масла для дизельных моторов

Аналогичную таблицу с подсказками можно использовать и при выборе масла для дизельного двигателя (масла для сельскохозяйственной техники):

Маркировка Год выпуска ТС Примечания
CB до 1961 года Для дизельного топлива с повышенным содержанием серы.
CC до 1983 года Для использования в агрессивных условиях.
CD до 1990 года Для использования в сложных условиях эксплуатации одновременно с топливом с повышенным содержанием серы.
CE до 1990 года Для турбинных двигателей.
CF с 1990 года  
CG-4 с 1994 года  
CH-4 с 1998 года Для двигателей с высокими требованиями по токсичности.
CI-4 с 2002 года Для турбинных двигателей с клапаном EGR. Применение с топливом, содержащим не более 0,5 % серы. Замещает типы CD, CE, CF-4, CG-4 и GH-4.
CI-4 Plus с 2004 года Состав с профилактикой образования сажевых отложений
CJ-4 с 2006 года Для двигателей с противосажевыми фильтрами.
CK-4 с 2017 года Масло с присадками от образования сажи, соответствует стандарту по снижению выхлопа.
FA-4 с 2016 года Эксплуатируется с топливом с пониженным содержанием серы в высокоскоростных четырёхцилиндровых дизельных двигателях.

Для двухтактных двигателей придётся искать своё масло. Его маркировка (если это не сочетание C-2) будет состоять из двух букв, первая из которых — Т. Год выпуска мотора в этом случае значения не имеет. Ориентироваться можно на предназначение техники:

Маркировка Вид техники
TA Мопеды и газонокосилки с двухтактными двигателями.
TB Мопеды и мотороллеры небольшой мощности.
TC Улучшенная альтернатива ТА и ТВ.
TD Лодочные подвесные двухтактные моторы.

Ещё один класс масел по API обозначается маркировкой с начальной буквой G (от GL-1 до GL-4). Это трансмиссионные масла, которые в этом обзоре мы рассматривать не будем, так как для двигателей они не используются. Их назначение — смазывание коробки передач, раздаточных коробок и рулевых механизмов.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC (International lubricant standartization and approval committee) — созданный в 1992 году США и Японией Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел. Учредители этого стандарта — Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA). Позже её приняли в Китае и Корее. 

По изначальной задумке этот контролирующий орган, созданный позже европейского, должен был ужесточить требования к качеству моторных масел и предложить автовладельцам улучшенную продукцию. По факту получилось, что система ILSAC практически дублирует API, но в то же время является её дополнением. 

Характеристики, которые стандартизирует ILSAC:

  • пониженная вязкость;
  • стойкость к сдвигу;
  • экономия топлива;
  • моющие способности;
  • увеличение срока замены масла;
  • минимальное содержание фосфора;
  • улучшенная фильтруемость;
  • пониженная летучесть;
  • профилактика пенообразования.

Всего по ILSAC выделяют шесть классов, для каждого из которых применяется маркировка GF с цифрами от 1 до 6 соответственно:

Маркировка Год разработки Примечания
GF-1 1996 Устаревший тип масла.
GF-2 1997  
GF-3 2001 Соответствует API SL.
GF-4 2004 Соответствует API SM.
GF-5 2010 Соответствует API SN, совместим с каталитическими нейтрализаторами.
GF-6 2020 Соответствует API SP, является всесезонным маслом. Для категории введён особый знак-логотип «Щит».

Для автомобилиста, выбирающего масло, знак ILSAC — ещё один показатель качества, отметка о прохождении дополнительного контроля. В то же время на европейской продукции его может не быть — Европа придерживается собственных классификаторов.

Классификация моторных масел по ACEA

Стандарт организации ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) был создан в 1991 году как замена устаревшему CCMC. В разработке системы приняли участие 15 крупнейших автоконцернов Европы. Первые рекомендации по маркировке характеристик были предложены в 1994 году. Основа разделения на классы стандартная — тип авто: 

  • A — с бензиновым двигателем; 
  • B — легковые автомобили с дизельным двигателем;
  • С — оба типа двигателей, оснащённые нейтрализаторами отработавших газов; 
  • E — грузовые авто с дизельным двигателем.

При маркировке продукта к каждому из показателей добавляется цифра — характеристика класса качества. Их всего пять: 

  • 1 — энергосберегающие масла (экономия топлива и смазочных материалов);
  • 2 — масла широкого потребления; 
  • 3 — масла с пролонгированным сроком замены;
  • 4 — смазка для моторов с системой прямого впрыска;
  • 5 — новейшие усовершенствованные масла.

Категория в большинстве случаев обеспечивается количеством присадок. При этом улучшение характеристик оценивается не условно, а по чётко прописанным критериям — так для получения маркировки об увеличении срока замены масла предыдущий показатель должен быть превзойдён не менее чем на 2,5 %.

За время существования система классификации ACEA претерпела несколько изменений. В маркировке канистры с маслом версия указывается в виде года после аббревиатуры. Последняя действующая версия принята в 2012 году, то есть на упаковке будет отметка ACEA 2012 и кодировка с характеристиками. Метка ACEA 2008 означает, что производитель не прошёл сертификацию по обновлённым правилам или в руках каким-то образом оказался продукт из прошлого десятилетия. 

Найти необходимое масло европейского производителя поможет таблица:

Тип двигателя по ACEA Категория по ACEA Примечания
A/B (объединённая категория легковых автомобилей) в ACEA 2012 A1/B1 Пониженная вязкость. Подходит только для двигателей, где именно такой тип рекомендован производителем. Считается устаревшим.
  A3/B3 Для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизельных двигателей с непрямым (промежуточным) впрыском. Подходит для агрессивных условий эксплуатации.
  A3/B4 Для высокофорсированных бензиновых моторов и дизельных двигателей л/а и лёгких грузовиков с системой прямого впрыска или технологией Common Rail, где применение этого масла рекомендовано производителем. В остальных случаях стоит использовать A3/B3.
  A5/B5 Масло с высочайшим коэффициентом экономии топлива и пролонгацией срока замены. Рассчитано на высокофорсированные бензиновые двигатели, а также дизельные л/а и и лёгкие грузовики с рекомендацией использовать маловязкие масла.
С (бензиновые и дизельные авто с установленными нейтрализаторами отработавших газов) С1 Маловязкие энергосберегающие масла с пониженным содержанием фосфора и серы. Продлевают период работы сажевых фильтров и нейтрализаторов. Не используются, если ранее было залито масло более низкого качества, а также на устаревших двигателях.
  С2 Масло с увеличенным процентом фосфатов и сульфатов. Для ТС с рекомендацией использовать маловязкие энергосберегающие масла. Возможно применение для двигателей с нейтрализаторами (в том числе трёхкомпонентными) выхлопных газов и сажевыми фильтрами.
  С3 Применимы для двигателей с каталитическими нейтрализаторами топливных газов, сажевыми фильтрами и трёхкомпонентными нейтрализаторами. Продляют срок эксплуатации таких систем.
Е (дизельные грузовики в тяжёлых условиях эксплуатации) E2 Для дизельных грузовиков (в том числе с турбонаддувом) в средних и тяжёлых условиях эксплуатации.
  E4 Для современных высокооборотных дизельных двигателей, соответствующих стандартам Евро 1–4, в тяжёлых условиях эксплуатации. Подходит для ТС без сажевых фильтров.
  E6 Для авто, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,005 % — высокооборотных двигателях с турбонаддувом.
  E7 Для дизелей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции выхлопа, оснащённых системой снижения выброса оксидов азота и соответствующих стандарту Евро 1–4.
  Е9 Аналог Е7 для авто с сажевым фильтром. Имеет ограничение по зольности.

Все моторные масла, получившие маркировку по системе ACEA, являются стойкими к деструкции. Это свойство обеспечивают специальные присадки. Исключение — состав с маркировкой A1/B1, в который соответствующие компоненты не добавляются. 

В любом случае авторы системы ACEA рекомендуют руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля, где обязательно есть перечень масел, рекомендованных для конкретного двигателя.

Классификация моторных масел по SAE

Система SAE была предложена Международным сообществом автомобильных инженеров SAE — Society of automotive engineers. Она, как и предыдущие, многократно дорабатывалась. Актуальная версия — SAE J300. Она предлагает классифицировать масла по вязкости, что определяет сезонное назначение состава. 

Маркировка по SAE обычно первая, на которую обращают внимание автовладельцы, особенно если речь идёт о замене масла перед холодами или самыми жаркими летними месяцами. Ошибки действительно будут стоить дорого — эта система классифицирует применимость составов в разных температурных условиях. Масло не по погоде приводит к увеличенному износу деталей мотора — слишком текучий состав летом не обволакивает движущиеся механизмы и двигатель работает практически на сухую. Избыточно вязкое масло зимой затрудняет запуск — у аккумулятора просто не хватает запаса энергии, чтобы прогреть густую массу и заставить детали двигаться, как им положено. В итоге машина просто отказывается заводиться.

Определяющей в маркировке по SAE является латинская буква W (от англ. winter — «зима»). Если её нет, масло является условно летним. Всего группы три: 

  • зима — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • лето — 20, 30, 40, 50, 60;
  • универсальные (всесезонные) — 0W-30, 5W-40.

Последние отличает двойной индекс. 

Цифры — коэффициент вязкости. Для зимнего состава это максимальное значение низкотемпературной динамики: чем меньше показатель перед литерой W, тем меньше вязкость при понижении температуры. Главное — не запутаться. Масло 0W лучше будет везти себя на морозе по сравнению с составом, маркированным как 15W или 25W, так как останется более жидким даже в таких условиях.

С летним принцип такой же, но от жары масло становится жиже, поэтому для сверхвысоких температур и жарких регионов надо подбирать состав с максимальной цифрой. Вариант с показателем 20 не будет образовывать на деталях защитную плёнку, если на улице +40 °C. Планкой оценки является температура +150 °C.

Решив использовать одно и то же масло круглогодично, нужно искать канистру с двойной маркировкой. Первая цифра покажет вязкость при низких температурах, вторая — летом. Значительный диапазон позволит не менять масло одновременно с резиной. Впрочем, линейки с маркировкой SAE 5W-50 и SAE 10W-60 рассчитаны на спортивные двигатели, где температуры выше, чем в массовых моделях. 

Классификация моторных масел JASO

Собственную систему разработала и японская организация по стандартизации автомобилестроения JASO (Japanese automotive standards organization). Она является самостоятельной, но увидеть общие черты с американской и европейской версией несложно. Основа подразделения — тип техники, для которой масло предназначается:

Тип двигателя Маркировка Примечания
Двухтактные бензиновые двигатели (F) JASO FB Добавляется в топливо мотоциклов, мопедов, скутеров и т. п. Применяется для авто с двухтактными двигателями.
  JASO FC Бездымные масла.
  JASO FD Бездымные масла с дополнительной защитой от отложений. Соответствуют максимальным требованиям для Японии.
Четырёхтактные мотоциклетные моторы (M) JASO MA-1 Для мототехники с небольшими нагрузками.
  JASO MA-2 Масла с высоким коэффициентом трения для мототехники с большими нагрузками.
Дизельные двигатели (D) JASO DH-1 Для двигателей без сажевых фильтров, в том числе топлива с пониженным содержанием серы.
  JASO DH-2 Для грузовиков с системами доочистки топливных газов и сажевыми фильтрами.
  JASO DL-1 Для двигателей с системами доочистки выхлопа, работающих при умеренной нагрузке и на топливе с пониженным содержанием серы.

Ещё один пропущенный класс в продажу в РФ не поступает — это JASO FA. Такое масло производится для реализации на рынках развивающихся стран. Рассчитано оно на двухтактные двигатели машин и мотоциклов.

Классификация моторных масел по ГОСТ РФ

Российский ГОСТ последний раз дорабатывался в 2015 году. Он актуален и сейчас. Как и в европейской системе, категорий моторного масла три — зимнее, летнее, всесезонное. Основной характеристикой является всё тот же показатель вязкости — способности работать при разных температурах, обеспечивая защиту деталей от истирания и подвижность механических узлов. 

Если международная маркировка понятнее, можно сравнить российскую с ней: 

Сезон Маркировка по ГОСТ Маркировка SAE
Зима (з) — допустим запуск при отрицательных температурах, но в жару масляная плёнка становится слишком жидкой. 3з, 4з, 5з, 6з 5W, 10W, 15W, 20W
Лето — запуск только при положительных температурах. 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 20, 20, 30, 30, 40, 40, 50, 60
Универсальная (всесезонная) — смазка с изменяющимися характеристиками. 3з/8; 4з/6; 4з/10 5W20, 10W20, 10W30

Как обозначаются синтетика, полусинтетика, минеральное масло

Описание, смысл которого понятен даже начинающему автомобилисту, — состав масла. Точнее — его основы, растворителя, в который и добавляются всевозможные присадки. Определяющим является происхождение масла-основы:

  • Mineral, или минеральное, имеет на 100 % естественное происхождение из нефти и, несмотря на усилия технологов по созданию всевозможных присадок, всё-таки уступает искусственным формулам. Главное достоинство — бюджетность. Но расплачиваться за это придётся нестабильной работой как при низких, так и при высоких температурах, быстрой окисляемостью и нагаром на деталях.
  • Semi-Synthetic, или полусинтетика, — гибрид минеральной основы и присадок, которые подтягивают характеристики. Многие автомобилисты считают этот вариант золотой серединой. 
  • Fully Synthetic, или синтетика, — полностью искусственный состав, полученный в результате химических реакций. Технологам удалось серьёзно раздвинуть температурный диапазон стабильной работы и улучшить эксплуатационные характеристики. Универсальные масла, хорошо показывающие себя как зимой, так и летом в основной массе синтетические.

Качественное масло отличается продолжительным сроком замены и деликатностью по отношению к деталям двигателя. Выбор в пользу синтетики хотя и более дорогой, окупается увеличением срока службы мотора в целом. 

Как выбрать моторное масло: основные критерии

От качества масла зависит слишком многое, чтобы рисковать, поэтому первым принципом должна стать покупка только оригинального лицензированного продукта. Что именно продаётся в мастерских на разлив и в неопознаваемых канистрах у дороги — неизвестно. Нужно убедиться, что магазин работает только с легальным продуктом, и потом уже подбирать масло. 

Опытные автомобилисты могут воспользоваться таблицами (найти свой тип двигателя, год выпуска, условия эксплуатации техники), рассмотреть упаковку и выбрать соответствующую потребностям маркировку. Заранее стоит прикинуть — масло заливается надолго или уже в конце сезона запланирована смена. Можно переложить ту же задачу на консультанта — в профильных магазинах персонал готовят к таким вопросам. 

Более точным будет подбор по VIN, но для этого придётся найти соответствующий онлайн-сервис. На канистрах таких маркировок, естественно, нет. Впрочем, проверить ещё раз маркировку всё-таки стоит, так как производитель даёт усреднённые рекомендации, а условия эксплуатации в каждом случае уникальны. Со временем появятся и собственные предпочтения. Главное — не забывать при смене масла проводить все рекомендованные манипуляции: промывать систему и менять масляный фильтр. За заботу машина отблагодарит уверенным запуском и долгим сроком службы.

Вам может понравиться